НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

 

Как отразить выплату дивидендов в учете и удержать НДФЛ

 

Содержание статьи:

1. Когда появляется право выплаты дивидендов акционерам АО и доли прибыли участникам ООО
2. Право на получение доли прибыли участниками ООО
3. Как оформить выплату дивидендов в АО и прибыли в ООО?
4. Как отразить начисление дивидендов в учете?
5. Как отразить выплату дивидендов акционерам?
6. Сроки и порядок учета выплаты долей прибыли участникам ООО
7. Начисление и выплата дивидендов в 1С версии 8.3
8. НДФЛ с суммы дивидендов: начисление и уплата
9. Начисленные дивиденды в 6-НДФЛ
10. Отражение дивидендов в 2-НДФЛ

1. Когда появляется право выплаты дивидендов акционерам АО

Основные нормативные документы:
  • Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»
  • Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»
  • НК, часть II
АО и ООО могут выплачивать дивиденды и доли от прибыли по итогам работы за первый квартал, полугодие,  девять месяцев и год.
Рассмотрим право выплаты дивидендов в АО. Единственное основание для выплаты дивидендов владельцам обычных и привилегированных акций – протокол общего собрания акционеров. Именно на таком собрании принимается решение о том, будут ли вообще выплачиваться дивиденды акционерам или нет.
Есть еще и законодательные ограничения на выплату дивидендов, они приведены в ст.43 закона № 208-ФЗ.
Очень интересна судебная практика по вопросам права на выплату и получение дивидендов. Из нее следуют важные выводы о правах АО и акционеров.


2. Право на получение доли прибыли участниками ООО

Доля прибыли, которая должна быть распределена между участниками ООО определяется общим собранием его участников. Решение участников должно быть записано в протоколе собрания.
В протоколе достаточно зафиксировать сумму чистой прибыли, которая будет выплачена участникам. А само распределение прибыли происходит:
  • пропорционально долям участников (абз.1 п.2 ст.28 закона № 14-ФЗ)
  • на основании устава, если в нем определен другой порядок распределения прибыли (абз.2 п.2 ст.28 закона № 14-ФЗ)
Также нужно помнить, что ст.29 закона № 14-ФЗ определены ситуации, в которых ООО не может распределять прибыль между своими участниками.

3. Как оформить выплату дивидендов в АО и прибыли в ООО?

Больших различий между АО и ООО нет. Но есть отдельные нюансы.
После того, как прошло собрание акционеров, не позднее трех рабочих дней после его окончания должен быть оформлен протокол. Обязательные реквизиты протокола общего собрания акционеров:
  • дата составления
  • номер
  • место и дата проведения собрания
  • председатель и секретарь собрания
  • общее количество голосов, которые есть у владельцев голосующих акций
  • количество голосов у тех, кто принимал участие в собрании
  • повестка дня
  • вопросы, по которым проводилось голосование и результаты голосования
  • принятые решения, в том числе и о размере дивидендов
  • подписи учредителей
На основании протокола выпускается приказ по организации, который должен обеспечить выплату дивидендов. Основание для приказа – протокол общего собрания акционеров или выписка из него.
Итак, как же правильно оформить выплату дивидендов?
Последовательность документов:
  • протокол (в двух экземплярах)
  • приказ
Если в протоколе нет решения о выплате дивидендов, то приказ делать не нужно.
Как оформить выплату долей распределенной прибыли в ООО? На основании протокола или решения общего собрания участников, в ООО выпускают приказ. В приказе указывается только сумма чистой прибыли, которую нужно выплатить.
На основании приказа бухгалтер делает расчет: определяет сумму, которую нужно выплатить каждому из участников ООО. За базу распределения надо брать доли участников или тот порядок, который определен уставом.
Расчет оформляется бухгалтерской справкой.

4. Как отразить начисление дивидендов в учете?

Источник выплаты дивидендов и долей прибыли – чистая прибыль, которая определяется по данным бухгалтерской отчетности АО и ООО.
Для учета чистой прибыли Планом счетов (приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н) предусмотрен счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток).
«Вторая» сторона проводки:
  • счет 75, если акционер (участник) не сотрудник организации
  • счет 70, когда дивиденды нужно выплатить работнику
Бухгалтерские проводки на дивиденды, таким образом, получатся следующие:
Дт 84 – Кт 70 (75)

5. Как отразить выплату дивидендов акционерам?

После того, как дивиденды начислены, их нужно выплатить.
Законами установлены разные сроки и правила выплат для АО и ООО.
Законом № 208-ФЗ в п.6 ст.42 установлены сроки выплаты дивидендов:
  • 10 рабочих дней для номинального держателя акций и доверительного управляющего, который является профессиональным участником рынка ценных бумаг. Оба должны быть зарегистрированы в реестре акционеров
  • 25 рабочих дней другим лицам, которые зарегистрированы в реестре
Кто такие номинальные держатели акций и доверительные управляющие?
Номинальный держатель акций – депозитарий, на лицевом счете которого учитываются права на принадлежащие другим лицам ценные бумаги.
Доверительный управляющий – профессиональный участник рынка ценных бумаг, которому были переданы ценные бумаги, в нашем случае акции. Доверительный управляющий ведет учет ценных бумаг и соблюдает все права и обязанности, которые связаны с такими бумагами.
Если говорить простыми словами, номинальные держатели акций и доверительные управляющие – это, своего рода, посредники между АО и владельцами акций. Таким «посредникам» выплаты дивидендов нужно проводить раньше, чем всем остальным акционерам.
Дивиденды могут быть перечислены:
  • на банковские счета (физических и юридических лиц)
  • почтовым переводом только физическим лицам, когда нет информации о банковском счете
Перечисление дивидендов отражается в учете проводками:
  • физическим лицам, с которых удержан НДФЛ
Дт 70 (75) – Кт 51 на сумму дивидендов за минусом НДФЛ
Дт 70 (75) – Кт 68 на сумму НДФЛ
  • юридическим лицам
Дт 75 – Кт 51 на всю сумму дивидендов
Обратите внимание, что в ст.42 закона № 208-ФЗ не предусмотрена выплата дивидендов наличными деньгами через кассу организации.
Подробнее про расчет и удержание НДФЛ будет рассказано ниже.

6. Сроки и порядок учета выплаты долей прибыли участникам ООО

Срок выплаты доли прибыли может быть определен в уставе. Но он не может превышать 60 дней со дня принятия решения о распределении прибыли (ст.28 закона № 14-ФЗ). Когда в уставе не прописан срок выплат, то также действует правило шестидесяти дней.
Выплата долей распределенной прибыли может проводиться как безналичными переводами на расчетные счета, так и наличными деньгами через кассу организации.
Если предполагается выплата из кассы, то нужно помнить о том, что согласно п.2 Указаний ЦБ РФ № 3073-У от 07.10.13 «Об осуществлении наличных расчетов», на выплату долей распределенной прибыли не может быть израсходована текущая выручка, которая поступила в кассу за проданные товары, работы, услуги. Наличные деньги нужно сначала получить в банке, а только потом выдавать участникам ООО.
Бухгалтерские проводки при выплате долей распределенной прибыли между участниками:
  • физическим лицам, с которых удерживается НДФЛ
Дт 70 (75) – Кт 50 (51) на сумму дивидендов за минусом НДФЛ
Дт 68 – Кт 51 на сумму НДФЛ
  • юридическим лицам
Дт 75 – Кт 50 (51) на всю сумму дивидендов

 


7. Начисление и выплата дивидендов в 1С версии 8.3

 

8. НДФЛ с суммы дивидендов: начисление и уплата

Организация, которая выплачивает дивиденды, обязана начислить и уплатить в бюджет НДФЛ с суммы выплаченных дивидендов. Другими словами – АО и ООО выступают налоговыми агентами по НДФЛ. Такая обязанность следует из п.3 ст.214 НК.
Налоговая ставка по НДФЛ для резидентов составляет 13% (п.1 ст.224 НК), для нерезидентов – 15%. Налоговые вычеты при расчете суммы НДФЛ не применяются (п.3 ст.210 НК).
Удержание НДФЛ, согласно п.4 ст.226, происходит на дату выплаты дивидендов. Это значит, что проводка:
Дт 75 (70) – Кт 68
выполняется в день выплаты дивидендов.
А вот сроки перечисления НДФЛ в бюджет у ООО и АО отличаются.
С ООО все просто: удержанный НДФЛ нужно перечислить в день выплаты дивидендов или на следующий день после выплаты (п.6 ст.226 НК).
С АО немного сложнее. Согласно п.4 ст.226.1 НК, российская организация, которая выплачивает доходы по своим ценным бумагам, является налоговым агентом.
Налоговый агент в рамках п.9 ст.226.1 должен уплатить удержанный НДФЛ в течение месяца. Отсчет начинается с наиболее ранней из дат:
  • дата окончания налогового периода;
  • дата выплаты денежных средств;
  • дата окончания срока действия договора, на основании которого АО выплачивает дивиденды физ.лицу, причем во внимание нужно брать договор, последний по дате начала действия.
При перечислении НДФЛ в бюджет должна быть сделана проводка: Дт 68 – Кт 51. Кстати, в одной из статей мы уже подробно разбирали правила заполнения платежных поручений.
На этом обязанности организации, которая выплатила дивиденды и доли распределенной прибыли не заканчиваются. Выплаченные дивиденды нужно отразить в качестве дохода в справках по формам 2-НДФЛ и 6-НДФЛ.

9. Начисленные дивиденды в 6-НДФЛ

В каких строках 6-НДФЛ отражаются начисленные дивиденды?
В строке 020 вместе со всеми начисленными доходами, отдельно выделяются в строке 025.
Строки для отражения суммы НДФЛ:
  • 040, по этой строке НДФЛ с дивидендов показывается вместе с НДФЛ от других доходов
  • 045, в этой строке выделяется НДФЛ только с дивидендов
В справке по форме 6-НДФЛ должны быть указаны:
  1. дата получения дивидендов (стр.100)
  2. дата удержания налога (стр.110), даты по строкам 100 и 110 будут совпадать
  3. дата перечисления НДФЛ в бюджет (стр.120), о сроках перечисления было написано в предыдущем разделе
Для АО и ООО порядок отражения дивидендов и долей распределенной прибыли в 6-НДФЛ одинаковый.
Давайте рассмотрим пример выплаты дивидендов:
ООО в марте 2017 года распределило дивиденды за 2016 год. 28.03.2017 была выплачена 1-я часть распределенной суммы — 150 000 руб. 11.04.2017 был выплачен остаток — 80 000 руб.
Отражение начисленных дивидендов и НДФЛ в 6-НДФЛ в первом квартале:
 начисленные дивиденды в 6 ндфл

 6-НДФЛ за первое полугодие будет выглядеть так:

 

дивиденды в 6 ндфл пример


10. Отражение дивидендов в 2-НДФЛ

Справка по форме 2-НДФЛ выдается организацией по заявлению работника, в ней отражаются все доходы, вычеты и сумма удержанного налога.
Форма справки и порядок заполнения утверждены Приказом ФНС России № ММВ-7-11/485@ от 30.10.2015. А коды видов доходов и вычетов – Приказом Минфина РФ № ММВ-7-11/387@ от 10.09.2015.
Для отражения дивидендов в справке 2-НДФЛ, нужно использовать код 1010.
Как и в случае с 6-НДФЛ, правила заполнения для АО и ООО одинаковые.
Данные примера выплаты дивидендов из предыдущего пункта дополним следующими условиями: распределенная сумма была выплачена четырем участникам ООО в равных долях. Значит, каждый из участников получил:
28.03.2017 по 37500 рублей (НДФЛ 4875 рублей)
11.04.2017 по 20000 рублей (НДФЛ 2600 рублей)
Один из участников в 2018 году попросит справку 2-НДФЛ для предъявления в налоговую. Эта справка в части выплаченных дивидендов будет иметь следующий вид:


как в 2 ндфл отразить дивиденды 



Все что нужно знать про переход на онлайн кассу с 2017 года

С какого момента нужно применять кассу в онлайн-режиме?

Обязанность по заключению договора с оператором фискальных данных и передачи фискальных данных в налоговую инспекцию в электронной форме через такого оператора появится с 1 февраля 2017 года в отношении вновь регистрируемых (перерегистрируемых) ККТ. До этой даты перейти на применение онлайн-кассы плательщики могут в добровольном порядке.
В остальных случаях переход на онлайн-кассы будет производиться постепенно. Например, предусмотрен постепенный переход:
  • на обязательную выдачу и оформление электронных кассовых чеков (БСО);
  • от использования обычной ККТ к обязательному использованию онлайн-ККТ;
  • к использованию ККТ для субъектов, которые сейчас вправе ее не использовать.
При этом покупать новую кассу не обязательно. Ряд моделей касс можно модернизировать, установив новое программное обеспечение и фискальный накопитель. Зарегистрировать такую кассу можно будет без личного визита в налоговую инспекцию, что сэкономит трудозатраты и время бизнесменов.
ФНС России начала размещать на своем сайте информацию о новом порядке применения ККТ.
Также уже доступны для налогоплательщиков реестры онлайн-касс, фискальных накопителей и список операторов фискальных данных. Данные реестры доступны также на главной странице сайта ФНС России: в разделе “Иные функции ФНС” – подраздел “Реестры и проверка контрагентов”.
Оптимальный вариант. Если организация применяет ККТ и собирается совершить действия, влекущие необходимость ее перерегистрации (например, изменить наименование организации, адрес места установки, заменить ЭКЛЗ, в т. ч. по истечении срока эксплуатации, и т.д.) или регистрации новой кассы (например, при необходимости снятия с учета старой), то все это лучше сделать до 1 февраля 2017 года. Это позволит избежать необходимости приобрести и поставить на учет новую онлайн-ККТ до 1 июля 2017 года.

Что значит онлайн-касса?

Это контрольно-кассовая техника (ККТ) с функцией передачи в неизменном виде информации о наличных расчетах (в т. ч. с использованием платежных карт) через специального оператора напрямую в налоговую инспекцию. При этом такая касса по-прежнему будет выдавать бумажные (электронные) чеки.
То есть, применяя онлайн-кассу, продавец станет не только выдавать бумажный чек покупателю, но и пересылать данные в виде электронного документа оператору фискальных данных. Кроме того, по требованию покупателя продавец обязан будет отправить чек ККТ на электронную почту покупателя.
От выдачи бумажного чека продавцов освободят в случаях, когда расчеты производятся через Интернет. Тогда чек высылается покупателю в виде электронного документа.
В бумажном виде без направления покупателю (клиенту) в электронной форме чек ККТ нужно выдать при расчетах с покупателем в отдаленных от сетей связи местностях (по специальному перечню).
При этом информация о чеках будет храниться как в налоговой инспекции, так и в фискальном накопителе ККТ. Покупатель всегда сможет найти свой чек с помощью соответствующего сервиса на официальном сайте ФНС России или воспользовавшись бесплатным мобильным приложением.
Кроме того, с вводом в эксплуатацию онлайн-касс планируется сократить количество учетных первичных документов, применяемых в настоящее время.
А здесь Вы можете составить налоговую отчетность для ИП: http://www.moedelo.org/Referal/Lead/33027?targetUrl=www.moedelo.org/landingpage/reporting-ip/

Нужно ли менять кассовый аппарат?

Законом предусмотрен переходный период. Все, у кого есть зарегистрированный в настоящее время кассовый аппарат, а также те, кто успеет зарегистрировать ККТ до 1 февраля 2017 года, смогут продолжать его использовать до 1 июля 2017 года (ч. 3 ст. 7 Федерального закона № 290-ФЗ от 3 июля 2016 г.).
По информации производителей кассовой техники переход на новую технологию не потребует замены действующего парка кассовых аппаратов. Достаточно будет модернизировать аппарат, установив новое программное обеспечение и фискальный накопитель с учетом особенностей применяемых моделей. Кроме того, в составе ККТ можно будет использовать современные электронные устройства – мобильные телефоны и планшеты.
Регистрация и перерегистрация и снятие с учета ККТ (если ее применение обязательно) будет проходить в следующем порядке:
  1. со дня вступления закона в силу (15 июля 2016 года) до 1 февраля 2017 года – наряду с применением прежнего порядка организации (ИП) могут в добровольном порядке переходить на применение онлайн-ККТ и заключать договоры с операторами передачи фискальных данных;
  2. с 1 февраля 2017 года не допускается перерегистрация и регистрация ККТ, не обеспечивающей передачу фискальных данных через оператора (за исключением случая, когда организация (ИП) работает в отдаленной местности, где разрешено применение обычной ККТ без передачи электронных фискальных данных в налоговые инспекции);
  3. с 1 июля 2017 года запрещается использование старой ККТ (без доработки (модернизации) в соответствии с новыми условиями использования ККТ), зарегистрированной до 1 февраля 2017 года.

Наша организация участвовала в эксперименте с ККТ. Можно ли и дальше использовать такую кассу?

Можно продолжать использовать согласно ныне действующим правилам до конца 2016 года (ч. 16 ст. 7 Федерального закона № 290-ФЗ от 3 июля 2016 г.). Причем это будет легально, если она была зарегистрирована в налоговой инспекции в срок до 31 декабря 2015 года (включительно) (п. 3 Постановления Правительства РФ № 470 от 23 июля 2007 г.).
В дальнейшем такую технику можно использовать при условии, что она соответствует всем необходимым новым требованиям. В противном случае ее можно применять до 1 июля 2017 года.

Есть ли какие-то исключения из правил, когда можно будет не применять онлайн-ККТ?

Да, есть.
Исключения предусмотрены для следующих случаев (если организация или ИП не использует автоматическое устройство для расчетов, а также не занимается торговлей подакцизными товарами):
  • продажа газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов товарооборота и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта РФ;
  • продажа ценных бумаг;
  • продажа водителем или кондуктором в салоне транспортного средства проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте;
  • обеспечение питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий;
  • торговля на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в т. ч. прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами, кроме торговли непродовольственными товарами, которые определены в перечне, утвержденном Правительством РФ (проект такого перечня передан на рассмотрение);
  • разносная торговля продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) в пассажирских вагонах поездов, с ручных тележек, велосипедов, корзин, лотков (в т. ч. защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полимерной пленкой, парусиной, брезентом);
  • торговля в киосках мороженым, безалкогольными напитками в розлив;
  • торговля из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, сезонная торговля вразвал овощами, в том числе картофелем, фруктами и бахчевыми культурами;
  • прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • ремонт и окраска обуви;
  • изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;
  • присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;
  • реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;
  • вспашка огородов и распиловка дров;
  • услуги носильщиков на ж/д вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;
  • сдача ИП в аренду (наем) жилых помещений, принадлежащих этому ИП на праве собственности.
Также освобождение от обязанности по применению ККТ предусмотрено в общем случае:
  • для организаций (ИП), расположенных в отдаленных или труднодоступных местностях, указанных в перечне, утвержденном региональными властями. При этом такие налогоплательщики должны будут выдавать покупателю (клиенту) документ, подтверждающий факт осуществления расчетов, содержащий сведения, установленные для кассового чека, и подписанный собственноручной подписью лицом, выдавшим этот документ;
  • для аптечных организаций, которые находятся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах, и обособленных подразделений медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, центров (отделений) общей врачебной (семейной) практики), расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации;
  • при оказании услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний, а также при реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством РФ.
Для организаций (ИП) в отдаленных местностях, отвечающих определенным критериям, возможно применение обычной ККТ без передачи электронных фискальных данных в налоговые инспекции. В такой ситуации передавать покупателю (по его просьбе) чек (БСО) в электронной форме не обязательно, если он распечатан в бумажном виде с применением ККТ.
Перечень территорий, которые относятся к отдаленным или труднодоступным местностям, будет определяться региональными властями (п. 3 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ от 22 мая 2003 г.). Соответственно, и критерии отнесения территорий к таковым при необходимости будут разрабатываться государственными ведомствами субъектов РФ.
Список местностей, удаленных от сетей связи, будет размещен на официальном сайте ФНС России (Информация ФНС России).
До 1 июля 2018 года смогут не применять ККТ:
  • ИП на ПСН, организации (ИП) на ЕНВД – если будут выдавать по требованию покупателя (клиента) документ (товарный чек, квитанцию или другой документ, подтверждающий прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу));
  • организации (ИП), оказывающие услуги населению, – если будут выдавать БСО в прежнем порядке;
  • организации (ИП), у которых обязанность применять ККТ возникнет только с введением новой редакции закона;
  • организации (ИП), которые ведут торговлю с использованием торговых автоматов (письмо Минфина России № 03-01-15/32703 от 6 июня 2016 г.).
Однако если плательщик ЕНВД, имеющий право не применять ККТ, совмещает данный спецрежим с иными (например, ОСНО или УСН), то он обязан применять кассовый аппарат в рамках таких режимов налогообложения (Информация ФНС России).

Налоговая отчетность ООО и ИП в ФНС: http://www.moedelo.org/Referal/Lead/33027?targetUrl=www.moedelo.org/landingpage/reporting-fns/

Налоговая отчетность ООО и ИП в ФНС

Основная цель данного нововведения – это контроль государства над бизнесом. Расчеты будут более прозрачными, что, по мнению государственных ведомств, позволит сократить объем “теневого” оборота наличных денежных средств и увеличить налоговые поступления в бюджет за счет перехода к повсеместному использованию ККТ и обеспечения дополнительных оперативных механизмов контроля за корректностью отражения выручки, получаемой в форме наличных денежных средств (письма Минфина России № 03-01-12/ВН-38831 от 1 сентября 2016 г., № 03-01-15/15913 от 22 марта 2016 г.). Также это сократит количество проводимых проверок, поскольку они будут проводиться не у всех налогоплательщиков, а только у тех, у кого наиболее вероятны нарушения. Определяться такие налогоплательщики будут на основании автоматизированного риск-анализа. Грядущие изменения направлены на повышение ответственности предпринимателей, ведущих деятельность на рынке товаров и услуг, а также на снижение административной нагрузки и непроизводственных расходов бизнеса.
Кроме того, как отмечает ФНС России, владелец онлайн-кассы получает инструмент, с помощью которого он сможет в режиме реального времени следить за своими оборотами, показателями и лучше контролировать свой бизнес.

Если мы не будем применять онлайн-ККТ, какие штрафы нам грозят?

За неприменение ККТ размер штрафа по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ составит:
  • для организации – от 3/4 до одного размера суммы денежных средств, полученных при реализации без применения ККТ, но не менее 30 000 ;
  • для ИП и должностных лиц организации – от 1/4 до 1/2 размера суммы денежных средств, полученных при реализации без применения ККТ, но не менее 10 000 .
За повторное неприменение ККТ при получении денежных средств в размере 1 млн рулей. и более предусматривается:
  • для организаций и ИП – административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • для должностных лиц организации – дисквалификация на срок от одного года до двух лет.
За применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, а также за применение ККТ с нарушением законодательно установленного порядка и условий ее регистрации и применения предусмотрено:
  • для организаций – предупреждение или штраф в размере от 5 000  до 10 000;
  • для ИП и должностных лиц организации – предупреждение или штраф в размере от 1 500  до 3 000 
Кроме того, предусмотрена ответственность за:
  • ненаправление покупателю (клиенту) по его просьбе чека (БСО) в электронном виде. Однако ответственность не применяется, если продавец направил покупателю документы, но последний их не получил (Информация ФНС России);
  • непредставление документов и информации по запросам налоговой инспекции или их представление с нарушением установленного срока;
  • подачу организацией недостоверных сведений при соискании разрешения на обработку фискальных данных.
При этом предусмотрены условия, при соблюдении которых нарушитель может быть освобожден от ответственности.
Причем все указанные меры ответственности действуют с момента вступления в силу Федерального закона № 290-ФЗ от 3 июля 2016 г. (с 15 июля 2016 года). Исключение – положения ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ, они действуют в отношении условий применения онлайн-ККТ с 1 февраля 2017 года (ч. 15 ст. 7 Федерального закона № 290-ФЗ от 3 июля 2016 г.).


С какого момента применять новые БСО?

Ст. 1.1 Федерального закона № 54-ФЗ от 22 мая 2003 г. установлено, что БСО является документом, приравненным к кассовому чеку. Он формируется в электронном виде и распечатывается автоматизированной системой БСО в момент расчета с заказчиком услуг. Реквизиты, которые должен содержать БСО, перечислены в ст. 4.7 Федерального закона № 54-ФЗ от 22 мая 2003 г. В настоящее время представлен проект приказа ФНС России, которым утверждаются форматы фискальных документов, а также их дополнительные реквизиты. Обязательными к применению такие БСО станут с 1 июля 2018 года. До этого момента при оказании услуг БСО можно выдавать в прежнем порядке.



Какие изменения 2016 года нужно учитывать бухгалтеру в 2017 году


Налог на добавленную стоимость
Акцизы
Налог на доходы физических лиц
Налог на прибыль организаций
Налог на добычу полезных ископаемых
Упрощенная система налогообложения
Единый налог на вмененный доход
Транспортный налог (гл. 28 НК РФ)
Налог на имущество организаций
Страховые взносы
В ПБУ были внесены изменения, касающиеся упрощенных способов ведения бухучета
На все вопросы вы получите индивидуальную консультацию здесь: http://byh21v.ru



Как посчитать срок исковой давности!?

Так, компанию нельзя привлечь к ответственности, если на момент вынесения решения со дня налогового правонарушения истекли три года или тот же срок прошел с начала налогового периода, следующего за тем, в котором совершено правонарушение.
В ФНС сообщили, что компании часто допускают ошибку — отсчитывают срок давности с момента окончания налогового периода, за который не уплачен налог. Но компания считает и платит налог после окончания налогового периода. Соответственно тогда же может произойти и само правонарушение – неуплата или неполная уплата налога. И срок давности в таком случае исчисляется после окончания налогового периода, когда налог должен быть уплачен.
ПРИМЕР: Компания не заплатила налог на прибыль организаций за 2012 год, срок уплаты которого установлен до 28 марта 2013 года. Правонарушение состоялось уже в 2013 году. А значит, срок давности привлечения к ответственности отсчитывается с 1 января 2014 года, а не от 28 марта 2013 года. Рассчитаем Налог на прибыль



Федеральная налоговая служба планирует в будущем отказаться от подачи налоговых деклараций предпринимателями. Вместо этого ведомство намерено внедрить новую систему учета доходов компаний, в которой бизнесмены должны будут отправлять в ФНС первичные данные.




Изменения в бухгалтерском учете с 1 июля 2016 года

Основное изменение по материалам — их можно будет списывать на расходы сразу, по мере приобретения. Дожидаться отпуска ценностей в производство, как раньше, не придется. Кроме того, теперь вы сможете не формировать резерв под снижение стоимости материальных ценностей. Он стал необязательным для «малышей» (п. 25 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных ценностей»). 

По основным средствам главное новшество в том, что амортизацию вы сможете начислять не ежемесячно, а раз в год — на 31 декабря. Либо чаще чем раз в год, с периодичностью, которая удобна фирме (п. 19 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»). Кроме того, при покупке основных средств у вас есть возможность сразу списать транспортные и другие сопутствующие расходы. А не включать их в стоимость. По-новому можно будет списывать и нематериальные активы, а также расходы на научные исследования. Их разрешили относить на расходы в том периоде, когда они возникли. Амортизировать НМА и НИОКР больше не придется (п. 3.1 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» и п. 14 ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»).


Нарушение лимита расчетов наличными не влияет на

учет расходов


Если компания превысила лимит расчетов наличными в 100 000 руб., то снимать расходы по сделке налоговики не могут. Это подтвердили судьи (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28.04.2016 по делу № А65-14760/2014).
Рассчитываться наличными деньгами организации и предприниматели могут в сумме не больше 100 000 руб. по одному договору (п. 6 Указания Банка России от 07.10.2013 № 3073-У). Если превысить лимит, инспекторы вправе оштрафовать компанию. За сверхлимитные расчеты руководителя штрафуют до 5000 руб., а фирму -- до 50 000 руб. (ст. 15.1 КоАП РФ). Причем оштрафовать могут как поставщика, так и покупателя (письмо ФНС России от 09.07.2014 № ЕД-4-2/13338). Однако факт, что компания превысила лимит, не отменяет сами расходы. Поэтому, отказать в учете затрат налоговики не могут. Главное, подтвердить документами, что все расходы реальные.


Налоговики могут запрашивать подлинники документов

 


Налоговые инспекторы во время проверки вправе запросить у компаний оригиналы документов (п. 2 ст. 93 НК РФ). В этом случае заменить оригиналы отсканированными электронными копиями не получится. Даже если вы заверите копии усиленной квалифицированной электронной подписью. Это пояснила ФНС в письме от 17.05.2016 № АС-4-15/8657@.

Принесите подлинники в инспекцию лично. По почте отправлять бумаги опасно, так как они могут потеряться. С оригиналами передайте налоговикам опись в двух экземплярах. Включите в нее полный перечень передаваемых документов. Один экземпляр описи отдайте инспекторам вместе с подлинниками. А на другом попросите налоговика поставить отметку о принятии документов. Так, при необходимости, вы докажете контролерам, что передали им все оригиналы.

 

Проверьте дни выдачи зарплаты

 

 С 3 октября 2016 года нельзя выдавать зарплаты сотрудникам позже 15-го числа. Такой предельный срок предусмотрен в Федеральном законе от 03.07.2016 № 272-ФЗ. 

 Проверьте, какие сроки выдачи заработной платы вы предусмотрели в трудовых, коллективном договорах. Или в правилах внутреннего трудового распорядка, положении об оплате труда ‑ если условия оплаты труда вы прописываете там (ч. 6 ст. 136 ТК РФ). Если срок выдачи зарплаты у вас переваливает за 15-е число, то поправьте даты в документах. Правки внесите до 3 октября включительно. При этом учтите, что рассчитываться с работниками, как и раньше, нужно каждые полмесяца. То есть промежуток между зарплатой и авансом не должен быть больше 15 дней. Например, вы можете написать, что зарплату за первую часть месяца вы выдаете не позднее 20-го числа данного месяца. Зарплату за вторую часть месяца ‑ не позднее 5-го числа следующего месяца. Чтобы изменить трудовые договоры, подпишите дополнительные соглашения с сотрудниками. И закрепите там новые сроки (ст. 67 ТК РФ). Если сроки выдачи денег прописаны у вас в правилах внутреннего распорядка или в положении об оплате труда, то внесите изменения общим приказом по всем сотрудникам. И с новой редакцией документа ознакомьте всех работников под роспись.

 

Открыть расчетный счет в банке станет проще


  С 1 сентября 2016 года банки станут открывать расчетные счета компаниям по новым правилам (Федеральный закон от 23.06.2016 № 191-ФЗ). Не потребуется сдавать в банк свидетельства о госрегистрации организации и о постановке на учет в налоговой инспекции. Эти данные банк узнает от налоговиков самостоятельно.

 

 Кроме того с 1 сентября завести расчетный счет можно будет через Интернет. Личный визит в банк директора не потребуется. Правда, есть условие. Директор уже должен обслуживаться в этом банке. Например, у директора там открыты личная карта или вклад. Тогда ему, как руководителю компании, откроют счет дистанционно. Банку же со своей стороны, придется обеспечить электронный прием документов от клиентов

 

 

Кадастровую стоимость своего земельного участка можно изменить

 

Если в полученном налоговом уведомлении сумма земельного налога значительно превышает сумму налога, рассчитанную по предыдущим налоговым периодам, обратите внимание на изменение кадастровой стоимости своего земельного участка, так как именно она является налоговой базой для исчисления данного налога.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель по решению региональных органов власти или органов местного самоуправления, которые выбирают на конкурсной основе оценщика и заключают с ними договор.
 Работы по государственной кадастровой оценке земель проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон) не чаще 1 раза в три года и не реже 1 раза в 5 лет.
Узнать о кадастровой стоимости своего земельного участка можно, воспользовавшись электронным сервисом «Получение сведений из фонда данных государственной кадастровой оценки» на официальном сайте Росреестра.
Если собственник полагает, что размер кадастровой стоимости объекта завышен, он вправе добиться ее изменения, обратившись в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

 

Полезные советы: как платить налоги с доходов от сдачи недвижимости

 

Для многих людей сдача в аренду собственной недвижимости - дополнительный источник дохода. Немало граждан сдают недвижимость, и вопрос налогообложения таких доходов всегда является очень актуальным.
Сдавать собственное имущество можно как в статусе физического лица -гражданина, так и в статусе индивидуального предпринимателя.
Рассмотрим случай, когда гражданин сдает собственное жилье без оформления в качестве индивидуального предпринимателя.
Доходы физических лиц, сдающих в аренду собственное имущество и не являющихся ИП, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) по следующим ставкам: 13 процентов - для налоговых резидентов РФ; 30 процентов - для лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.
Такие налогоплательщики обязаны по результатам прошедшего налогового периода (календарного года) предоставлять в налоговые органы по месту жительства декларацию по форме 3-НДФЛ. Декларация предоставляется не позднее 30 апреля, а налог уплачивается не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Сдавать недвижимые помещения можно получив статус индивидуального предпринимателя.
Свою деятельность индивидуальный предприниматель может осуществлять как на общей системе налогообложения, так и с применением специальных налоговых режимов: упрощенной системы налогообложения, патентной системы налогообложения, системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Одной из самых удобных и простых систем налогообложения для индивидуального предпринимателя является патентная система налогообложения.
Применение этой системы предполагает оплату стоимости патента, который может быть приобретен на срок от одного до двенадцати месяцев в пределах календарного года. Рассчитать стоимость патента можно воспользовавшись электронным сервисом «Налоговый калькулятор-Расчет стоимости патента», размещенного на официальном сайте ФНС России.
Регистрация в качестве индивидуального предпринимателя предусматривает уплату взносов во внебюджетные фонды.
Следует взвесить все «за» и «против», принимая решение о том получать статус индивидуального предпринимателя или сдавать недвижимость, декларируя доходы в качестве физического лица.
В любом случае необходимо с полученных доходов уплачивать налоги, ведь за их неуплату предусмотрена ответственность.

 

 

Признание лица плательщиком торгового сбора при ведении торговой деятельности через офис

 

Если офис не соответствует установленным требованиям к торговому объекту, а также не может быть признан зданием, сооружением, помещением или торговой точкой, с использованием которых плательщиком осуществляется вид деятельности, в отношении которой установлен торговый сбор, то осуществление в нем торговой деятельности не является объектом обложения торговым сбором.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 413 Налогового кодекса Российской Федерацииторговый сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли.
К торговой деятельности относятся следующие виды торговли:
  • торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);
  • торговля через объекты нестационарной торговой сети;
  • торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;
  • торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.
Объектом осуществления торговли в отношении указанной торговой деятельности согласно пункту 4 статьи 413 Кодекса признаются: здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка, с использованием которых плательщиком осуществляется вид деятельности, в отношении которого установлен сбор.
Согласно пункту 1 статьи 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
В статье 413 Кодекса не приводятся определения таких понятий как «стационарный и нестационарный торговый объект», «площадь торгового объекта».
  • стационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и подключенные (технологически присоединенные) к сетям инженерно-технического обеспечения
  • нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение;
  • площадь торгового объекта - помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей.
Таким образом, если офис не соответствует указанным требованиям к торговому объекту, а также не может быть признан зданием, сооружением, помещением или торговой точкой, с использованием которых плательщиком осуществляется вид деятельности, в отношении которой установлен торговый сбор, то осуществление в нем торговой деятельности не является объектом обложения торговым сбором.

 

Определение площади торгового зала в объектах стационарной торговли

 

Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала.
В соответствии с пунктом 1 статьи 411 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками торгового сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества.
Согласно пункту 1 статьи 412 Кодекса объектом обложения торговым сбором признается использование объекта движимого или недвижимого имущества для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен указанный сбор, хотя бы один раз в течение квартала.
Торговый сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли (пункты 1 и 2 статьи 413 Кодекса).
При этом к торговой деятельности относятся, в том числе, торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями), торговля через объекты нестационарной торговой сети, торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы, а также торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.
На основании пункта 5 статьи 415 Кодекса площадь торгового зала определяется в соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 346.43 Кодекса.
Подпунктом 5 пункта 3 статьи 346.43 Кодекса установлено, что площадь торгового зала — это часть магазина, павильона, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
Таким образом, магазины и павильоны относятся к объектам стационарной торговой сети, имеющим торговые залы.


Появились новые основания для блокировки счетов

С 1 июля налоговики могут заблокировать счета тех фирм, которые обязаны отчитываться электронно, но связаться с ними через Интернет невозможно. Об этом заявила ФНС в письме от 29.06.2016 № ЕД-4-15/11597.
Заблокируют расчетный счет в течение 10 рабочих дней после того, как контролеры узнают, что организация не может получить электронные требования из налоговой. Например, если инспекторы оформили требования по проверке. Но не могут его отправить. В таком случае они заморозят расчетный счет компании. Таким образом, чтобы избежать блокировки счетов, проверьте свой договор с оператором, не истек ли его срок, либо срок электронной подписи. Если это произошло продлите договор со старым оператором или подключитесь к новому. Либо купите новой сертификат подписи.




Власти ужесточили правила розничной торговли

С 15 июля вступили в силу изменения, затрагивающие розничную торговлю в торговых сетях. 
Так, теперь торговой сетью считаются любые магазины с одним владельцем или под одним брендом. Ранее же к торговой сети можно было отнести только магазины с одинаковым названием и принадлежащие одной компании. Размеры магазинов не прописаны. Получается, что под торговую сеть сейчас могут попасть все торговые помещения, если соответствуют отмеченным условиям. И им придется соблюдать правила торговли, установленные для торговых сетей. Что касается самих правил торговли в сетях, то они также изменились. Торговым сетям запретили брать с поставщиков более 5% за дополнительные услуги. Например, за выгодное расположение товара на полках. Если установить вознаграждение больше -- возможен штраф. Для должностных лиц и бизнесменов – до 40 000 руб., для организаций до 5 млн. руб. (ч. 1 ст. 14.42 КоАП РФ). Ранее сумма бонуса, напомним, не могла превышать 10%. Стали другими и сроки оплаты товара. Продукцию со сроком годности меньше 10 дней торговые сети теперь обязаны оплатить поставщику не позднее 8 дней со дня, когда их получили. Товары со сроком годности от 10 до 30 дней -- не позднее 25 дней. Свыше 30 дней -- в течение 40 дней. Раньше сроки оплаты составляли 10/30/45 дней соответственно.



Законные проценты по умолчанию теперь начислять не нужно

С 1 августа 2016 года начислять законные проценты вам придется только в том случае, если они предусмотрены законом или договором. Соответствующие поправки в статью 395 ГК РФ внес Федеральный закон от 03.07.2016 № 315-ФЗ.
Пока же, напомним, вы начисляете проценты по умолчанию, даже если они не закреплены договором. Кроме того по новому Закону № 315-ФЗ, размер процентов компании будут определять исходя из ключевой ставки. А не от ставки рефинансирования, как сейчас. Но по сути это техническая правка. Ведь с 2016 года ставка рефинансирования приравнена к ключевой.

Организация перестала формировать резерв по сомнительным долгам: как отразить это в годовой отчетности

22 марта 2016
Многие организации в 2016 году отказались от резерва по сомнительным долгам, хотя в прошлом году формировали его. Операции, связанные с закрытием резерва, нужно отразить в годовой декларации по налогу на прибыль, которую необходимо сдать не позднее 28 марта 2016 года. Кроме того, отказ от резерва следует отразить в годовой бухгалтерской отчетности, которая сдается до 31 марта 2016 включительно. В нашей статье на примерах показано, какие записи нужно сделать в налоговом и бухгалтерском учете, и что следует указать в декларации и отчетах.

Какой датой закрыть резерв

Часто бухгалтеры сомневаются, в какой момент следует показать в налоговом учете отказ от резерва по сомнительным долгам.
По мнению чиновников, резерв нужно аннулировать в последний день года. Сделать это в начале или в середине года нельзя, потому что решение о создании резерва по сомнительным долгам закрепляется в учетной политике организации. А любые изменения учетной политики, включая отказ от резерва, принимаются с начала нового налогового периода, то есть года. Следовательно, резерв необходимо «закрыть» 31 декабря, чтобы начать новый год без него.
Таким образом, если компания перестала формировать резерв по сомнительным долгам начиная с 2016 года, ей придется аннулировать прошлогодний резерв 31 декабря 2015 года. Все необходимые операции, относящиеся к прошлогоднему резерву и его закрытию, надо отразить в декларации по налогу на прибыль за 2015 год. В налоговых регистрах за 2016 год никаких операций, связанных с резервом, быть не должно.

Какими операциями аннулировать резерв

Согласно подпункту 7 статьи 250 НК РФ, суммы восстановленного резерва отражаются в составе внереализационных доходов. Это значит, что остаток резерва по сомнительным долгам, неиспользованный по состоянию на 31 декабря, нужно включить в доходы.
На практике это несложное правило вызывает некоторые затруднения у бухгалтеров. Дело в том, что в течение года многие компании неоднократно формируют доходы, связанные с резервом. Это происходит, если какие-либо долги перестали быть сомнительными и перешли в разряд безнадежных. В этом случае бухгалтер списывает их за счет резерва. Когда в конце года резерв закрывается, и его остаток относится к доходам, появляются сомнения, как заполнить годовую декларацию по прибыли. Нужно ли показать в доходах весь списанный остаток, либо из него следует вычесть доходы, ранее сформированные в течение года?
Чтобы не запутаться в отчетности, необходимо соблюдать одно простое правило. При заполнении годовой декларации по налогу на прибыль надо просуммировать все величины, отнесенные к доходам в течение года, и прибавить к ним «финальное» списание резерва. Полученное значение войдет в состав показателя, который отражается по строке 100 приложения № 1 к листу 02 декларации. Аналогичным образом следует поступить с расходами: сложить все величины, сформированные в течение года, и отразить в строке 200 приложения № 2 к листу 02
Пример 1
В 2015 году ООО «Весна» формировало резерв по сомнительным долгам в налоговом учете. По решению руководства в 2016 году компания прекратила формирование резерва. Отчетными периодами по налогу на прибыль для «Весны» являются 1 квартал, полугодие и 9 месяцев.
По состоянию на 31 марта 2015 года бухгалтер «Весны» отнес к резерву 600 000 руб. Эту сумму он отразил в декларации по прибыли за 1 квартал в составе внереализационных расходов.
Во втором квартале 2015 года бухгалтер включил в резерв еще 600 000 руб. При этом часть сомнительной задолженности в сумме 200 000 руб. перешла в разряд безнадежной, и была списана за счет резерва. В декларации по прибыли за полугодие в составе внереализационных доходов показана сумма 200 000 руб., а в составе внереализационных расходов — сумма 1 200 000 руб.(600 000 + 600 000).
В третьем квартале 2015 года еще одна часть сомнительной задолженности в размере 150 000 руб. стала безнадежной, и ее списали за счет резерва. В декларации за 9 месяцев в составе доходов показано 350 000 руб.(200 000 + 150 000), а в составе расходов — 1 200 000 руб.
По окончании года бухгалтер определил, что остаток резерва на 31 декабря 2015 года составляет 850 000 руб.(600 000 + 600 000 — 200 000 — 150 000). Эту величину он включил в доходы.
В декларации по прибыли за 2015 год в составе внереализационных доходов отражено 1 200 000 руб.(200 000 + 150 000 + 850 000), в составе внереализационных расходов — 1 200 000 руб.(600 000 + 600 000). В результате на начало 2016 года резерв полностью закрыт.

Разница между налоговым и бухгалтерским учетом

Важно помнить, что отказаться от резерва по сомнительным долгам допустимо лишь в налоговом учете, а в бухгалтерском учете подобный отказ невозможен. Объясняется это тем, что по нормам БУ организация независимо от своего желания должна формировать резерв. Такая обязанность закреплена в пункте 70 Положения по ведению бухгалтерского учета, утвержденного приказом Минфина России от 29,07 №34н.
Поэтому если компания закрывает резерв, то в НУ появляются доходы, которые в бухучете отсутствуют. Как следствие, прибыль по данным налогового учета оказывается больше, чем прибыль по данным бухгалтерского учета. Значит организациям, применяющим ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», придется сформировать постоянную положительную разницу, которая в свою очередь приведет к созданию постоянного налогового обязательства (ПНО).
Пример 2
Начиная с 2016 года, ООО «Осень» прекратило формирование резерва по сомнительным долгам в налоговом учете. Остаток резерва по состоянию на 31 декабря 2015 года составил 500 000 руб. Данная величина была отнесена ко внереализационным доходам для целей НУ.
В бухгалтерском учете формирование резерва продолжено, и соответствующие доходы отсутствуют. В результате образовалась постоянная положительная разница в размере 500 000 руб.
В декабре 2015 года бухгалтер «Осени» сделал проводку:
ДЕБЕТ 09    КРЕДИТ 68  – 100 000 руб.(500 000 руб. х 20%) — отражено ПНО.

Не пропустите эти даты!

 

20 июля — ФСС за I полугодие. Это дата для отчетности на бумаге. А
25 июля — для электронного отчета.

1 августа — 6-НДФЛ за I полугодие.

15 августа — РСВ-1 за полугодие (для отчетности на бумаге), а
22 августа — для электронного отчета.

Напомним, отчеты по интернету обязательны, если среднесписочная численность за 2015 год — 25 человек и больше.

В Программе Главбух вы заполняете данные о сотрудниках, а сервис сам формирует СЗВ-М, 6-НДФЛ, 4-ФСС и РСВ-1 автоматически. Сразу для сдачи на бумаге и в электронном виде.

 

 

 Списание материалов 

пошаговая инструкция для бухгалтерского учета


Содержание статьи:

1. Бухгалтерские проводки по списанию материалов
2. Оформление списания материалов
3. Списание материалов — пошаговая инструкция, если расходуется не все
4. Нормы списания материалов в производство
5. Пример акта на списание
6. Методы списания материалов в производство
7. Вариант №1 – средняя себестоимость
8. Вариант №2 – метод ФИФО
9. Вариант №3 – по стоимости каждой единицы

1. Бухгалтерские проводки по списанию материалов

Итак, начнем с того, что определим, куда могут быть направлены приобретенные материалы. Надо отметить, что материалы поистине вездесущи и способы, что называется «заткнуть дыру» в любом проблемном месте организации:
  • — служить основой для производства продукции
  • — быть вспомогательным расходным материалом в процессе производства
  • — выполнять функцию упаковки готовой продукции
  • — использоваться для нужд администрации в управленческом процессе
  • — помогать в ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств
  • — использоваться для строительства новых основных средств и т.д.
И от того, на что материалы отпускаются со склада, зависят бухгалтерские проводки по списанию материалов:
Дебет 20 «Основное производство» – Кредит 10 – отпущено сырье для производства продукции
Дебет 23 «Вспомогательное производство» — Кредит 10 – отпущены материалы в ремонтный цех
Дебет 25 «Общепроизводственные расходы» – Кредит 10 – отпущены тряпки и перчатки уборщице, обслуживающей цех
Дебет 26 «Общехозяйственные расходы» – Кредит 10 – выдана бухгалтеру бумага для офисной техники
Дебет 44 «Расходы на продажу» – Кредит 10 – выдана тара для упаковки готовой продукции
Дебет 91-2 «Прочие расходы» – Кредит 10 – отпущены материалы для ликвидации основного средства
Также возможна ситуация, когда обнаруживается, что материалы, числящиеся в учете, на самом деле отсутствуют. Т.е. имеет место недостача. Для такого случая тоже есть бухгалтерская проводка:
Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»– Кредит 10 – списаны недостающие материалы

2. Оформление списания материалов

Любая хозяйственная операция сопровождается составлением первичного учетного документа, не исключение и списание материалов. Пошаговая инструкция следующим пунктом содержит изучение первичных документов, которые сопровождают процесс списания.
В настоящее время любая коммерческая организация имеет право самостоятельно определить набор документов, которые будут использоваться для оформления списания материалов, поэтому оформление списания материалов может различаться от организации к организации.
Главное, чтобы используемые документы были утверждены в составе учетной политики и содержали все обязательные реквизиты, предусмотренные ст.9 закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Типовые формы, которые могут использоваться при списании материалов (утверждены Постановлением Госкомстата от 30.10.1997г. №71а):
  • — требование-накладная (форма №М-11) применяется, если в организации нет лимитов на получение материалов
  • — лимитно-заборная карта (форма №М-8) применяется, если в организации установлены лимиты на списание материалов
  • — накладная на отпуск материалов на сторону (форма №М-15) применяется в другое обособленное подразделение организации.
Эти формы организация может доработать – убрать ненужные реквизиты и добавить реквизиты, которые организации необходимы.
Требование-накладная подходит для учета движения материальных ценностей внутри организации, между материально-ответственными лицами или структурными подразделениями.

Накладную в двух экземплярах составляет материально ответственное лицо структурного подразделения, сдающего материальные ценности. Один экземпляр служит сдающему подразделению основанием для списания ценностей, а второй — принимающему — для оприходования ценностей.

3. Списание материалов пошаговая инструкция, если расходуется не все


Обычно при оформлении данных документов предполагается, что отпущенные материалы сразу были использованы по назначению, а значит, сопровождаются проводками, которые мы рассмотрели выше – по кредиту 10 счета и дебету 20, 25, 26 и т.д.
Но так случается не всегда, особенно на крупном производстве. Переданные на рабочий участок или в цех материалы могут не сразу использоваться в производстве. Фактически они просто «переезжают» с одного места хранения на другое. К тому же не всегда при отпуске материалов бывает известно, для производства какого именно вида продукции они предназначены.
Поэтому те материалы, которые со склада отпущены, но не израсходованы, не должны учитываться в качестве расходов текущего месяца, ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете по налогу на прибыль. Что же делать в таком случае, как производится списание материалов пошаговая инструкция далее.
В таких ситуациях отпуск материалов со склада в производственное подразделение должен отражаться как внутреннее перемещение, с использованием отдельного субсчета к счету 10, например «Материалы в цехе». И в конце месяца составляется еще один документ – акт расхода материалов, где уже будет видно направление расходования материалов. И в этот момент будет произведено списание материалов.
Такое отслеживание расходования материалов позволит добиться большей достоверности в бухгалтерском учете и правильно рассчитать налог на прибыль.
Обратите внимание, это относится не только к материалам, которые идут в производство, но и любому имуществу, в том числе канцтоварам, используемым для административных нужд. Материалы не должны выдаваться «про запас». Они должны сразу использоваться. Поэтому разовая операция по списанию 10 калькуляторов на бухгалтерию из 2 человек при проверке наверняка вызовет вопросы – для каких целей они потребовались в таком количестве.

4. Пример акта на списание


5. Нормы списания материалов в производство

Законодательство по бухгалтерскому учету не устанавливает норм, в соответствии с которыми материалы должны списываться в производство. Но в п.92 Методических указаний по бухучету МПЗ (приказ Минфина от 28.12.2001г. №119н) говорится, что материалы отпускаются в производство согласно установленным нормам и объему производственной программы. Т.е. количество списываемых материалов не должно быть бесконтрольным и нормы списания материалов в производство должны быть утверждены.
К тому же для налогового учета нелишне будет вспомнить ст.252 НК: расходы экономически обоснованы и документально подтверждены.
Нормы расходования материалов (лимиты) организация устанавливает самостоятельно. Они могут быть закреплены в сметах, технологических картах и др. аналогичных внутренних документах. Документы такого рода разрабатывает не бухгалтерия, по подразделение, контролирующее технологический процесс (технологи), а затем они утверждаются руководителем.
Материалы списываются на производство в соответствии с утвержденными нормами. Можно списывать материалы и сверх норм, но в каждом таком случае нужно пояснить причину сверхнормативного списания. Например, исправление брака или технологические потери.
Отпуск материалов сверх лимита производится только с разрешения руководителя или уполномоченных им лиц. На первичном учетном документе – требовании-накладной, акте – должна быть пометка о сверхнормативном списании и его причинах.  В противном случае списание неправомерно, ведет к искажению себестоимости и бухгалтерской и налоговой отчетности.
На тему расходов в виде технологических потерь можно почитать: Постановление ФАС Северо- Кавказского округа от 04.02.2011г. №А63-3976/2010, письма Минфина России от 05.07.2013г. №03-03-05/26008, от 31.01.2011г. №03-03-06/1/39, от 01.10.2009г. №03-03-06/1/634.


6. Методы списания материалов в производство

Итак, теперь мы знаем, какие документы нам потребуются для списания материалов, а также знаем счета, в дебет которых они относятся. По документам знаем, в каком количестве материалы списаны. Теперь дело за малым – определить стоимость их списания. Как же нам определить, сколько стоили отпущенные материалы, и на какую сумму будет проводка по списанию? Давайте посмотрим простой пример, на основе которого изучим методы списания материалов в производство.
Пример
ООО «Сладкоежка» выпускает шоколадные конфеты. Для их упаковки покупаются картонные коробки. Пусть приобретено 100 таких коробок по цене 10 руб. за штуку. Упаковщик приходит за коробками на склад и просит кладовщика отпустить ему 70 штук коробок.
Пока у нас не возникает вопроса, сколько стоит каждая коробка. Упаковщик получает 60 коробок по 10 руб., итого на 600 руб.
Пусть еще приобретены коробки в количестве 80 штук, но по цене уже 12 руб. за штуку. Такие же самые коробки. Конечно, кладовщик не хранит старые и новые коробки отдельно, они все хранятся вместе. Упаковщик снова пришел и хочет получить еще коробки – 70 штук. Вопрос – по какой цене будут оцениваться коробки, отпущенные во второй раз. На каждой коробке не написано, сколько стоила именно она – 10 или 12 руб.
На данный вопрос можно дать разные ответы – в зависимости от того, какой метод списания материалов в производство утвержден в учетной политике ООО «Сладкоежка».

7. Вариант №1 – средняя себестоимость

После того, как упаковщик ушел со склада с коробками первый раз, на нем осталось 40 коробок по 10 руб. – это будет, как говорят, первая партия. Куплено еще 80 коробок по 12 руб. – это уже вторая партия.
Считаем итоги: у нас теперь 120 коробок на общую сумму: 40 * 10 + 80 * 12 =1360 руб. Сколько в среднем стоит коробка, посчитаем:
1360 руб. / 120 коробок = 11,33 руб.
Поэтому, когда упаковщик приходит второй раз за коробками, мы ему выдадим 70 коробок по 11,33 руб., т.е.
70*11,33=793,10 руб.
И на складе у нас останется 50 коробок на сумму 566,90 руб.
Этот способ называется по средней себестоимости (мы же нашли среднюю стоимость одной коробки). При дальнейшем поступлении новых партий коробок мы опять будем считать среднее и снова выдавать коробки, но уже новой средней цене.

8. Вариант №2 – метод ФИФО

Итак, к моменту второго визита упаковщика у нас на складе 2 партии:
№1 — 40 коробок по 10 руб.  – по времени приобретения это первая партия – более «старая»
№2 – 80 коробок по 12 руб.  — по времени приобретения это вторая партия – более «новая»
Предполагаем, что мы выдадим упаковщику:
40 коробок из «старой» — первой по времени приобретения партии по цене 10 руб. – итого на 40*10=400 руб.
30 коробок из «новой» — второй по времени приобретения партии по цене 12 руб. – итого на 30*12=360 руб.
Итого мы выдадим на сумму 400 + 360 = 760 руб.
На складе останется 50 коробок по 12 руб., на сумму 600 руб.
Этот способ называется ФИФО – первым пришел, первым ушел. Т.е. сначала мы как бы отпускаем материал из более старой партии, а потом из новой.

9. Вариант №3 – по стоимости каждой единицы

По стоимости единицы запасов, т.е. у каждой единицы материалов есть своя стоимость. Для обычных картонных коробок такой метод оказывается не применимым. Картонные коробки ничем друг от друга ни отличаются.
А вот материалы и товары, используемые организацией в особом порядке (ювелирные изделия, драгоценные камни и т.п.), или запасы, которые не могут обычным образом заменять друг друга, могут оцениваться по себестоимости каждой единицы таких запасов. Т.е. если у нас все коробки были бы различные, на каждую мы бы наклеили свою бирку, то за каждой из них была бы закреплена своя себестоимость.
Вот самые важные вопросы по теме списание материалов: пошаговая инструкция у вас теперь перед глазами. Для тех, кто ведет учет в программе 1С: Бухгалтерия – смотрите видеоурок по списанию материалов в этой программе.
Какие проблемные вопросы по списанию материалов накопились у вас? Задавайте их. skype: byh21v